Психосоматика и бронхиальная астма

Психосоматические нарушения – заболевания, причиной которых является психологическое состояние человека, накопление стресса или неспособность справиться с тяготами сложившихся обстоятельств. Психосоматическая бронхиальная астма относится к патологиям, частой причиной которых являются конфликты в семье. Болезнь может развиться в любом возрасте при нарастании психологической нагрузки на личность человека. Заболевание поддается лечению при правильном подходе к терапии.

Психосоматические причины развития бронхиальной астмы

Далеко не во всех случаях столкновения со стрессовой нагрузкой у человека возникает риск развития психосоматической бронхиальной астмы. Как правило, отправной точкой заболевания становится постоянное напряжение в семье и отсутствие взаимопонимания близких людей.

В зависимости от возраста можно выделить следующие причины патологии:

  1. У детей младшего и среднего возраста – недостаток внимания, связанный с появлением в семье младших братьев или сестер.
  2. У подростков – подавление агрессии и внутренних переживаний, связанных с общением со сверстниками и самоосознанием.
  3. У молодых девушек – психологическое напряжение из-за начала самостоятельной жизни в отрыве от матери, осознания себя как взрослого человека.
  4. У молодых парней – напряжение из-за предстоящей ответственности как главы семьи.
  5. У взрослых и зрелых людей – разрыв отношений, сексуальная неудовлетворенность, кризис личности.

Эти факторы при должном прохождении терапии или избавления от стрессов и комплексов путем самореализации могут пройти без каких-либо нарушений здоровья, но для этого человеку требуется большая сила воли и помощь окружающих.

Причины развития психосоматических нарушений у детей

Детская психика очень хрупкая и даже малейшие нарушения в процессе воспитания способны привести к значительным проблемам в будущем.  В отличие от комплексов и личностных проблем, проявляющихся в дальнейшей жизни, психосоматическая астма может начать свое развитие в возрасте 3-5 лет.

Причины развития психосоматических заболеваний у детей:

  • недостаточное внимание со стороны родителей, в частности— матери;
  • негативное отношение к малышу как к нежеланному ребенку;
  • подавление ребенка путем создания завышенной планки требований;
  • чрезмерная опека со стороны родителей, подавление инициативности;
  • повышенная ответственность и недостаток внимания взрослых, связанный с рождением младших сестер или братьев.

Для предупреждения развития психосоматических заболеваний у детей младшего и среднего возраста родителям необходимо ознакомиться с базовыми правилами педагогики, воспитания и психологии детей. Детская психология – обширный раздел знаний, разделенный по возрастным категориям, изучение которых позволит лучше понимать ребенка и обеспечить ему спокойное и здоровое детство.

Причины развития психосоматических болезней у взрослых

Кризис самосознания и психологические проблемы накапливаются на протяжении всей жизни человека, становясь неподъемным грузом.

Приступы психосоматической бронхиальной астмы у взрослого могут быть спровоцированы следующими факторами:

  • недовольство физическими данными или реализацией возможностей в настоящий момент, невозможность достичь определенного идеала (заболевание является методом оправдания);
  • завышенные требования к окружающим (бронхиальная астма выступает как способ управления эмоциями окружающих);
  • невозможность самостоятельного принятия решений и ответственности;
  • отсутствие четкой иерархии жизненных ценностей;
  • зависимость от мнения окружающих;
  • недостаточная решимость во время разрешения конфликтных ситуаций.

Зачастую заболевание становится щитом, защищающим человека от внешнего мира или собственных проблем, позволяя отойти в сторону и не вмешиваться в происходящее.

Эмоции, которые приводят к заболеванию

Исходя из перечисленных выше причин появления психосоматической бронхиальной астмы, можно выделить конкретные эмоции и ощущения, негативно влияющие на состояние человека:

  • подавление агрессии;
  • недостаточное количество сил для того, чтобы справиться с депрессивным состоянием;
  • недостаточное количество ласки, заботы и ощущения близости со стороны родственников и друзей;
  • подавляемые негативные эмоции, стресс;
  • одиночество, недостаток общения;
  • повышенная раздражительность или тревожность;
  • недостаток психологической поддержки;
  • склонность к алекситимии (проблемы осознания и определения собственных эмоций);
  • накопленная сексуальная неудовлетворенность.

Подавляемые негативные эмоции рано или поздно дают о себе знать не только посредством возникновения бронхиальной астмы, но и в форме различных нарушений работы нервной и других систем организма.

Психологический портрет астматика

Кроме выраженной склонности к уединению в поведении людей с диагнозом бронхиальная астма можно выделить следующие качества:

  1. Замкнутость.
  2. Обидчивость.
  3. Повышенная раздражительность, нервозность.
  4. Быстрый ритм речи, склонность к негативным высказываниям.
  5. Депрессивность.
  6. Инфантильность.
  7. Зависимость от мнения окружающих.
  8. Капризность.
  9. Нерешительность.

Стоит отметить, что перечисленные качества не являются стопроцентным портретом астматиков, а только приблизительно характеризуют человека, основываясь на данных статистики.

Психотерапия при бронхиальной астме

Для устранения причин развития бронхиальной астмы применяются различные методы повышения самооценки, формирования здоровой социализации и развития психологической стойкости человека при столкновении со стрессом.

Исходя из портрета астматика, можно предположить возникновение следующих проблем во время лечения, препятствующих выздоровлению:

  1. Отрицание.
  2. Вытеснение.
  3. Регрессия.

Эти модели поведения относятся к защитным механизмам психики больного, однако при должном воздействии со стороны специалистов их проявление также уменьшается.

Для наибольшей эффективности психотерапии применяются групповые занятия, в ходе которых проводятся:

  • комплекс упражнений дыхательной гимнастики;
  • аутогенная тренировка (восстановление гомеостатических процессов);
  • комплексы по функциональному расслаблению.

Однако без изменений в повседневной жизни терапия может не дать результата. Для устранения психосоматических явлений необходимо избавиться от стрессового фактора, оказывающего большое воздействие на человека.

Индивидуальная работа с психологом направлена на:

  • развитие самостоятельности, возможности брать ответственность за собственные действия;
  • снятие стресса во время сеансов и в повседневной жизни;
  • проработку конфликтов прошлого;
  • развитие здоровой реакции на мнение окружающих;
  • формирование способности находить контакт с близкими и малознакомыми людьми.

Также во время прохождения терапии возможно назначение успокоительных средств ряда Валерьянки, Пустырника, Седуксена, Элениума и комплексов противогистаминных препаратов.

Восстановление психологического состояния человека напрямую связано с нормализацией эмоциональной обстановки в семье, в отношениях между супругами, контакта с родителями или детьми.

Другие статьи

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: